Г. ДИДЖЕРИДУ.РИТМЫ

Posted on Ноябрь 26th, 2010, by admin

Оглавление:

Глава 1. Ритмы

Глава 2.  Закон  нашего Ёжика. Мудрость диджериду

Глава 3. Классические ритмы

Г. ДИДЖЕРИДУ. РИТМЫ.

Прежде, чем говорить про ритмы, вспомним нашу ДИАФРАГМУ.

Сделаем вдох через нос (через гайморовые пазухи), наполним живот воздухом – диафрагма, как зонтик, раскрыта.

Внимание на животе. Делаем выдох, быстро сокращая диафрагму – живот втягиваем –

И тут же «отпускаем» – при этом автоматически вдыхаем через нос.

Концентрируем наше внимание только на толчке-сокращении живота-диафрагмы.

Выдох-выдох-выдох…делаем это с наиболее возможной для вас скоростью.

Примерно минуту.

Отдыхаем.

Дышим спокойно. Говорим о ритмах.

Когда-то я обещала ответить на вопрос про один ритм. То есть, рассказать – как, на мой взгляд, можно этот ритм воспроизвести.

Чтобы рассказать про этот ритм, мне пришлось  для начала написать главу В. БЁрД в рубрике «Учебник игры на диджериду».  Его и надо прочитать перед этой Рубрикой! и глава В.1. Изучаем рот. тоже очень важна !

Все это находится в  записи Диджериду. Учебник игры.

в последней редакции я сделаю более зримыми и доступными главы и подзаголовки.

А в этой главе я для начала решила рассказать про этот, на мой взгляд, сложнейший  по технике исполнения ритм.

А потом уже мы поговорим с вами о фразах, ритмических вариациях и прочих более простых вещах.

« Нет правильной или неправильной игры на диджериду» написал в своей книге Алистер Блэк – мой теоретический учитель. И это абсолютно верно. Такой вот инструмент – диджериду.

Играем в свое удовольствие! Ни смотря ни на что.

Эти мои заметки про сложнейший для меня ритм : «РРОпа – пи» – назову его так :-) -

послужат поводом для очередной беседы про нашу «мембрану с дырочкой».

Может быть, кто-то что-то для себя  «откроет» ещё и продвинется далее в Своей Игре.

Во всяком случае поразмышлять никогда не повредит :-) .

Эту главу попробую излагать в виде «дневника» работы над этим ритмом по содержанию…но и не совсем дневника по форме.

Г.1. Диджериду. Ритм РРО(па)-ПИ.

эту главу только читаем. Теория!

Когда мы играем на диджериду, наша связь со Столбом воздуха в дидже, с этим воздушным Существом или с Сущностью воздуха (из мифов) должна быть абсолютна.

Наши манипуляции-артикуляции, колебания–движения щеками, языком и пр., наши вдохи-выдохи – всё это приводит ко многочисленным колебаниям, движениям, закруткам, всплескам и пр. в нашем Воздушном существе – к нашей «музыке».

Когда мы «выдвигаем наши губы ( да ещё и «вывернутые») вперёд, смыкая полностью линию входа, мы (изнутри, со стороны полости рта, со стороны Ёжика) становимся чистой «мембраной» без дырочки. Эту мембрану мы располагаем на плоскости Входа в дидж. Она перекрывает собой Вход в дидж, она должна быть натянутой и упругой (см. главу В. БЁрД).  Когда мы начинаем играть, то есть, подавать воздух, наша мембрана под струей воздуха и под обратным давлением со стороны Сущности воздуха  получает как бы дополнительную упругость. Она «висит в плоскости Входа», но она уже, конечно, с дырочкой – воздух-то сквозь чего-то надо  подавать.

Будем рассматривать «идеальный» вариант, то есть, теоретический.

И будем рассматривать минимальный  и максимальный – крайние  в своих проявлениях – диаметры дырочки.

К тому же будем предполагать, что дырочка круглая. Хотя наша «дырочка» обычно вытянута вдоль линии соединения губ.

Итак, начнем с минимальной дырочки. Между внутренним диаметром диджа и нашей минимальной дырочкой – наша мембрана – тело нашего валика. Изнутри его можно потрогать языком!

За дырочкой  наши выдвинутые-вывернутые губы, наш ВУМ – вибрирующий управляемый мундштук, о нем в гл.В.1. Изучаем рот., – со своим каналом до плоскости Выхода. Можем пошлёпать внутренними частями губ по всей длине канала.

В плоскости Входа – Мембрана. Она упруга, натянута, не смотря на имеющуюся в ней дырочку –  круговая мышца напряжена,  ну и всё, о чем писала выше – помогает в этом.

Представим себе эту идеальную картину. Все изменения формы дырочки будем представлять идеальными, то есть, только в плоскости Входа по линии Входа. Ну а соответственно изменениям дырочки меняется и Форма канала. Это пока происходит само собой. Главное – стараться держать губы выдвинуто-вывернутыми сразу за линией входа. Топорщимся, вытягиваем и делаем всё для этого, как только можем :-) .

При этом ВУМ должен быть напряжен, но в нем имеются Вибрации по всему каналу.

Если будем произносить ТУ –  получим основной тон. Дрон.

В принципе,  фразы мы можем стараться произносить либо минимально открытым – минимальная дырочка, либо максимально открытым – максимальная дырочка –  либо каким получится -ртом.

А так же любую фразу мы можем произносит левой, правой, или средней частью рта. – Так я и поступала, то есть, делала такие упражнения для тренировки рта. Но это я немного забегаю вперёд. Про это поговорим потом.

Если будем произносить фразу ТУ-ФУ, получим от диджа фразу «Ту-ррум».

Произнесем без диджа  ТУ – ФУ. Обратим внимание на поведение нашего Ёжика при этом.

При  произнесении ТУ – язык  чуть выдвигается, губы ненапряженны и округлены.

При ФУ – язык не выдвинут, губы сильно напряжены, отверстие минимализируется.

Возьмем дидж и произнесём ТУ-ФУ в дидж, помня про нашу идеальную мембрану с дырочкой – стремясь к ней. И ТУ, и ФУ произносятся на сокращении диафрагмы, можно делать вдох и после ТУ, и после ФУ.

Теперь без диджа произнесём короткое ПИ. Что с нашим Ёжиком происходит? Губы по линии Входа резко смыкаются, щеки сокращаются, даже не щеки, а уголки губ,  совершают толчок.

Для нашего ритма мы должны сказать ФУ-ПИ. Причем ФУ произносится на толчке диафрагмы – длина ФУ произвольная  (при соблюдении всего вышесказанного про ФУ), а ПИ – толчком щек. После ФУ идет сразу же короткий Вдох, он практически сливается с ФУ – но подробно про мыслеформу вдоха одновременного с ударом диафрагмы –  про это мы поговорим позже – а сейчас сразу за вдохом произносим коротко ПИ.

ФУ (удар диафрагмой – вдох) –ПИ, ФУ-ПИ…и т. Д. На выходе звук должен выливаться во фразу – РРОП(а)-ПИ.

В чем вся сложность? Дырочка наша должна быть небольшой, на линии входа дырочка должна быть сильно напряжена, даже канал должен быть напряжен, но вибрации, естественно, не гаснут. Толчок диафрагмой сильный. После вдоха – короткое ПИ. Если всё это сделать правильно, то есть, идеально, струя воздуха должна «развернуться» в канале диджериду и сделать своё – ррр там. В зависимости от владения ртом и от необходимости мы можем получать при исполнении этого ритма совершенно разные фразы на выходе :-)

… Нам нужно очень хорошо научиться владеть нашим Ёжиком. Тренироваться!

Все ритмы как-то более-менее можно исполнить ртом любой степени развитости :-) . А вот  этот можно исполнить только ртом, которым мы владеем почти идеально. В этом и заключается основная трудность.

Когда я «овладевала этим ритмом, я много чего поняла про своего Ёжика, много чего подкорректировала.

Ритм интересный. Всё практически должно быть закрыто-зажато. Сидишь себе – отдыхаешь. Работает только диафрагма и щеки :-) .

Самое главное, что я исправила у своего Ёжика – я поняла, что я не додала внимания верхней губе, и работе с правой стороны  по смыканию-размыканию (открытию-закрытию) рта , которая происходят на линии Входа, на линии соединения губ. Всё это в Плоскости входа! У меня справа на линии соединения губ вообще была катастрофа! А там ещё за точкой открытия-закрытия на линии соединения должен быть вибрирующий ВУМ( о нем в гл. В.1. Изучаем рот. ) – выдвинутые-вывернутые губы. Катастрофа! Рот сильно сжат ( мембрана упруга ), уголки рта прижаты к зубам (вывернут ВУМ – о нем прочитать можно в В.1. Изучаем рот.

А моя верхняя губа! Ужас! Она вообще не работала. Валика давала мало :-) . Приходилось её всё время подсасывать, выворачивать, да тут же и напрягать по линии входа…Несимметричен относительно линии соединения, или поперечного диаметра диджа был мой валик рта, мой ВУМ! А симметрия  нам нужна. Верх с низом. Лево – право!

Справа вверху как-то всё у моего Ёжика проваливалось, не работало…Да и вообще не очень всё работало!

Но я периодически ПЫТАЛАСЬ произносить ФУ-ПИ…тренировалась! ООООчень полезное упражнение. Да и ритм какой-то стал рождаться. И просто хорошее тренировочное упражнение получилось!

А уж какая польза для прочих ритмических вариаций!

Но об этом поговорим позже.

Г.2.  Закон  нашего Ёжика. Мудрость диджериду.

Самая простая постановка рта в диджериду.

Наши теоретические изыскания заканчиваются. Скоро вы перейдёте к практической игре на диджериду.

Но перед этим мы с вами вместе откроем один закон, который много чего может подсказать.

Этот закон помогает Правильно поставить наш рот в Дидж. :-)

а). Большим и указательными пальцами любой удобной руки захватим губы, но немного, сколько сможем минимально. Затем пальцы прижмем к зубам, а губами пошлепаем.

б). Теперь сделаем тоже самое, но захватим как можно больше тела губ, то есть, выдвинем их, как только сможем, и захватим пальцами. Перенесем нажим пальцев на зубы,  пошлепаем губами, то есть ВУМ (вибрирующий управляемый мундштук – о нем прочитать в гл. В.1. Изучаем рот.) каналом.

Когда мы захватываем максимально наши губы, тело мембраны уменьшается, а тело канала, то есть, ВУМ- вибрирующий управляемый мундштук- онем прочитать можно в гл. В.1. Изучаем рот. ) увеличивается. Закон нашего Ёжика. А мудрый дидж устроен так, что ему только этого и нужно!!! Минимальная поверхность мембраны более упруга, а максимальное тело ВУМ более вибрационно :-) .

Стало быть, вытягиваем губы вперёд, как только можем!Выворачиваем их улыбчиво прижимая уголки губ к зубам, плющим вытянутые вперед губы, прижимая их к зубам, до ощущения валика, сильно сжимаем рот по линии входа …

и вставляем наш рот в  дидж!

- (внимание)

в удерживании «такого рта»  нам помогут верхний (особенно) и нижний края мундштука диджериду. То есть, края мундштука нашего мудрого диджа нам помогают вывернуть наши вытянутые вперед губы! С нижней губой при этом проблем практически нет.

А вот с верхней…ну это, наверное, у кого как.

Мне, например, приходилось мою верхнюю губу (валик её) сильно подсасывать или даже указательным пальцем губу «прокатывать», а потом засовывать под верхний край мундштука диджа, выворачивая, тем самым её как бы  ещё больше и Закреплять эту позицию между нижней губой и верхним краем мундштука диджа. А при игре моя верхняя губа всё же умудрялась «уползать». Мне приходилось сильно наклонять голову, чтобы закрепить непослушную верхнюю часть ВУМ между верхним краем мундштука диджериду и практически дырочкой от мембраны.

Но когда у меня стало всё получаться, моя мембрана с дырочкой, вытянутой от правого до левого края мундштука диджа, была такой упругой, ну просто батут! На многих ритмах меня подбрасывало очень сильно, очень высоко :-) .

Левый и правый уголки рта на линии входа требуют тоже особого внимания. Мне всё время приходилось их трогать языком, вернее точку, где надо было открывать-закрывать линию входа, трогать языком, чтобы почувствовать её и  расположить в плоскости входа!В плоскости мембраны :-) . Канал при игре я ощущаю сильно.
!!! Уголки рта прижаты к зубам и как-то таким образом практически «фиксированы», а вот в центре мы можем в любой нужный момент ( прямо в игре) ещё вытянуть губы вперёд и вывернуть их ещё чуть-чуть !!!.

Во всём важна Соразмерность. Наш рот совсем небольшой. Освоить его пространство вам предстоит самостоятельно на практике:-)

Лирическое отстуление :-) -
Сейчас в комментариях вместо слова «сайт» прочитала слово «сон»… и вот, что получилось – и мне это новое выражение так понравилось, что вот здесь его и пишу…Очень глубокий смысл в нем - :-)
¨Зашел случайно, сон понравился…¨

Г.3. Классические ритмы.

В этой главе я расскажу про классические ритмы :-) . А вы их попробуете уже проиграть на диджериду.

Что такое Классические ритмы?
Я так назвала ритмы, о которых либо прочитала, либо узнала у мастеров.
Это ритмы или фразы, в которых как-то можно проследить
поведение струи воздуха , а стало быть как-то подкорректировать свою игру, своего Ёжика, то есть его расположение и поведение :-) .

Да, ритм – это пульс вселенной.

Ритм – это круто…

Но сначала я расскажу об одном концерте.

Я, думаю, что те , кто интересуется диджериду, как-то по-иному могут воспринимать мир вибраций и ритмов.. и этот мой рассказ поможет понять ещё кое-что

Это был концерт шотландской перкуссионистки Эвелин Гленни.

Сначала Эвелин исполнила концерт для перкуссии и симфонического оркестра,

потом отдельные произведения для разных ударных инструментов.

А закончила выступление концертом для двух малых барабанов.

Описать это я, конечно, не смогу. Но зал просто стонал от счастья и чуда. Это была запредельная Музыка. Так люди не играют…Так играют волшебные существа...

Все величайшие дирижеры  мира считают за честь играть с Эвелин…

Есть один необычайный штрих -

Эвелин с 9 лет глухая.

Она выходит на сцену как сказочная птица, хрупкая, босая, с огромной копной волос.

Её руки совершают такие пассы, что если бы мы все были глухими, то все равно были бы заворожены музыкой её рук. За всю свою творческую жизнь Эвелин не ошиблась ни единого раза.

Эвелин говорит, что она «слышит» каждой порой своего тела.

Она считает, что недостаток слуха открывает ей мир, остающийся для большинства людей недоступным. Чтобы быть хорошим музыкантом надо развивать то , что вырастает из твоего сердца- считает Эвелин. В её коллекции более 1300 инструментов, она играет на всех. Её концерты – потрясающие зрелища.

Всё, что она  исполняет – это реальное чудо.

Открой свой ум и сердце звуку.

Г.3.1. Классические ритмы. Практические советы. Упражнения.

Начинаем.

Можем ничего не читать, кроме Учебника, там , где я рассказываю про ВУМ :-)

Ведь с ним мы и будем работать.

Среди того, что нам надо развить, ВУМ занимает главное место.

Освоишь Вум – и нет проблем – играешь на дидже просто Супер!

Научись расслаблять-напрягать любую точку ВУМ в любом месте нашего канала…хоть на входе хоть на выходе…с сильной подачей струи воздуха и со слабой струей, с воздухом, например, скопившимся перед плоскостью входа, или  немного скопившимся  в щеках… то есть,  любые комбинации…при этом ты работаешь осознанно, то есть, ты знаешь к какому эффекту в извлечении звука приведет та или иная манипуляция…

Ну а как ты этому всему научишься? Только играя на дидже каждый день и специально тренируясь :-) . Ты сам придумаешь тысячу способов собственных тренировок .

Я тебе дам только несколько ритмов и советов, как работать и тренировать ВУМ.

Сначала один большой Совет… вместо него я приведу здесь текст моего письма одному очень талантливому молодому человеку…он и играет прекрасно, и делает отличные диджи…и даже из твердого дерева с необыкновенным названием – карагач :-)

Это моё письмо – оно на самом деле для вас всех…

«…наверное, нет общих рекомендаций :-) …Каждый со своим диджем (и небом)… :-)

Просто могу сказать про себя, на личном опыте…
Мы «играем» внутренней частью губ :-) …я в «учебнике» своем называю наш играющий канал, не канал диджа, а наш – вибрирующий управляемый мундштук - ВУМ
я тренирую ВУМ…то есть, от Входа в ВУМ, до Выхода в дидж :-)

в принципе надо научиться управлять «любой точкой » этого канала
например, ритм «виту-ру»
но произносится он в дидж как «дзиду- вдох»
- я его играю то сильно напряженным каналом, то более расслабленным…
то на входе, то на выходе из канала….то левой частью , то правой…
Потом начинаю «менять» положение Канала…то он как «дырочка в боку резинового ежика«, то есть, плоскость выхода параллельна зубам, натянута сразу за зубами :-) звонкой такой мембраной, а канал – как дырочка в ней….то
… например, канал как воронка уходит в дидж…то он сильно напряжен, то слабо…и т.д.
то есть «гимнастика» заключена в том, что один какой-нибудь ритм я играю разными «каналами» и сторонами канала…и слежу, что и как происходит… хорошо бы записывать и слушать…
очень четко всплывают разные нюансы :-) Не удивляйтесь, когда вместо звука в каких-то местах будут получаться какие-то скрипы и шорохи…всему свое время… а пока старайтесь исправлять шуршащее место , расслабляя его, посылая в него добавочную вибрацию. Но играть упругим (напряженным) каналом, в котором живет вибрация – это …это отличный результат…и вы это поймете по возникающей тончайшей взаимосвязи с воздушным столбом в дидже…то есть, с Сущностями воздуха :-)

Это самый главный совет :-) или самый большой секрет :-)

Дальше я просто опишу некоторые Классические ритмы, которые вы и будете играть, следуя большому Совету – секрету :-)

Удачи всем
Бабушка Ёжика русского диджа :-)

Comments are closed.