Школа диджериду

Мы научимся играть

Мы будем слушать

магическое, сакральное пение  могучей флейты – диджериду.

В этом разделе я размещаю первую часть «Учебника«, уже опубликованную в других интернет пространствах. Но эта редакция – последняя и самая правильная.

В рубрике «Диджериду.Учебник игры.»  - продолжение учебного материала .


Дорогие друзья, все те, кто хочет научиться играть на диджериду!

Я попробую научить вас играть на диджериду, дать возможность избежать ошибок,  с которыми столкнулась сама, поделиться своим опытом, чтобы ваш путь в освоении диджериду был короче и продуктивнее.

На диджериду играют при помощи губ, языка, щёк, диафрагмы и пр., добавляют свой собственный голос.

Все мышцы (щеки, диафрагма …) нам нужны крепкие и тренированные, а вот губы…Вообще-то, если сказать честно,  губы нам нужны вибрирующие, но напряженные… но об этом потом… пока же мы будем…сначала расслаблять наши губы, чтобы снять с них ненужные напряжения, и тут же сжимать их, и учить их вибрировать под струёй воздуха, который мы направляем – подаём на губы. Мы будем учиться  напрягать наши губы осознанно, то есть, так и  в том месте, где нам будет нужно для игры…Но подробнее об этом я напишу в пункте В.

На диджериду играют сжатым, напряженным (упругим), но при этом вибрирующим ртом. Для начинающих играть  это и есть – основная трудность.

Если поразмыслить о рождении звука, заглянув в диджериду, то получится следующая картинка: наши губы должны быть вставлены в отверстие  (мундштук) диджа,  они образуют  упругое (напряженное), но вибрирующее соединение с жесткой поверхностью мундштука диджериду. Через вибрирующие  губы мы должны непрерывно подавать воздух в дидж, при этом  нужно (в идеале) научиться управлять любой точкой губ, языком и т.д.  Воздух, проходящий через вибрирующие губы ( собственно он-то и заставляет губы вибрировать ), рождает вибрацию диджериду – основной звук, основной тон, а все  остальные действия (о них мы, конечно, поговорим)  должны создавать нашу музыку. У каждого диджа свой собственный тембр,  неповторимый, как и тембр человеческого  голоса, а голос мы тоже добавляем во время игры и в результате создаем

прекрасную, неповторимую музыку.

Будем стремиться к идеальному владению диджем ( тренировать себя),

но не забудем про то, что нет предела совершенству.

Итак, нам нужны крепкие и тренированные мышцы щёк, языка и диафрагмы, а это  не совсем обычно, так как  обычно мышцы щёк нужны людям  лишь для того, чтобы пища во время еды не выпадала изо рта, а диафрагма при обычном дыхании задействована только на 25 процентов. Напряженные, но в то же время, вибрирующие губы, люди обычно тоже «не носят». А мы с вами попробуем научиться :-) .

А. ДИДЖЕРИДУ.  ОСНОВНОЙ ТОН.

Струя воздуха подается в диджериду через напряженные, но вибрирующие губы…

(Струя воздуха подается на губы)

1. Диджериду в стороне от вас.

Внимание на губах. Немного отпускаем (не опускаем, а отпускаем) нижнюю челюсть,

рот приоткрывается. Скажем воображаемой лошадке «тпрру». Губы как тряпочки, абсолютно расслаблены, трепещут и вибрируют от струи воздуха, а мы сидим и «фырчим» и следим, чтобы максимально для нашего состояния «здесь и сейчас» губы трепыхались, вибрировали, произносили «тпрру».

Теперь во время фырчания («тпрру») попробуем немного поджать мышцу под нижней губой, но губы при этом вибрировать не прекращают, губы расслаблены, распушены,

Просто отверстие между губами немного сокращается (наша отпущенная в начале челюсть немного приподнимается).

Если у вас получается при непрерывном фырчании («тпрру») несколько раз подряд

поджать-отпустить, поджать- отпустить мышцу под нижней губой, то можно кидаться и хватать диджериду и

легко, едва прикасаясь, подносить её к нашим расслабленным губам. Губы вставляем в дидж, губы напрягаем, прижимая уголки рта к зубам,

и при этом внутри диджа произносим  «тпрру», фырчим.

Диджериду должен загудеть, запеть свой основной тон.

Если у вас диджериду не завибрировал и не запел, пробуем проделать вышеописанное ещё раз, обращая основное внимание на расслабление губ в начале, без диджа и на напряжение губ в диджериду…

Отпускаем немного нижнюю челюсть, фырчим и поджимаем мышцу под нижней губой – всё это без диджериду.

Потом пробуем всё это проделать уже с диджериду, и,  если основной тон пока не получается, то

мне хочется сказать, что всё мы делали неправильно, спешили, хватали дидж, прижимали к губам, а следовало бы совсем-совсем делать  всё правильно.

Представим себе, что вы ещё совсем  ничего не умеете…

2. Диджериду стоит в стороне. Перед вами зеркало.

Мысленно пройдём путь воздуха от короткого «вдоха» через нос до «выдоха» через вибрирующие губы.

Сидим и дышим: короткий вдох через нос, выдох через вибрирующие губы (нижняя челюсть отпущена немного, фырчим).

Да, так примерно фырчат кони. Только мы теперь всё это утрируем, преувеличиваем.

Будем фырчать теперь сильно и смело, плющить рот до тех пор, пока губы не превратятся в эдакий «пятачок», вибрирующий под струёй воздуха. Уголки рта сильно прижимаем к зубам. Фырчим.

Это важное и весёлое упражнение для  расслабления-напряжения рта.

Термин «пятачок» я буду дальше использовать и под ним подразумевать губы, несколько вывернутые и тем самым напоминающие пятачок поросенка, что пока совсем не так, и  в чём мы потом удостоверимся.

(челюсть нижняя отпущена чуть-чуть, и не забываем поджимать иногда мышцу под нижней губой) и прижимать уголки рта к зубам.

Вот сидите вы так и фырчите…

И берете вы диджериду и поносите его к «пятачку», сам пятачок расплющивается, растекается уже в пространстве диджа. Чем свободнее и расплющеннее ваш рот внедряется в дидж, тем лучше…(размещаете свои губы в диджериду, как вам удобнее). Прижимаем уголки рта к зубам.

Теперь заставляем пятачок вибрировать, но уже в пространстве диджа, то есть, подаем воздух, то есть, говорим «тпрру», фырчим…  А наш рот уже  в диджериду, уже внутри, но недалеко от края…

Всё это делаем до тех пор, пока диджериду не загудит.

Если звука нет, то…

3.Диджериду стоит в стороне…

Тренируем свой рот, превращаем его в пятачок, фырчим, трепещем…

Дидж имеет свойство  (у начинающих) стопорить все звуки, а это означает лишь одно:

Мы ещё не умеем расслаблять «напряженные» губы для вибрации. Расслабляем их фырчанием. Фырчим…и при этом замечаем, что

зубы наши при этом разжаты, а мышца под нижней губой поджата. Превращаем рот  в пятачок, фырчим, распушаем пятачок на выдохе. Уголки рта прижаты к зубам.

Немного выворачиваем наши губы-пятачок. Сохраняя это положение, попробуем сильно поджать нижнюю губу и одновременно прижать уголки рта. Вот таким «ртом» фырчим, сильно подавая воздух на губы…На вывернутые в пятачок и сильно сжатые (упругие), но вибрирующие губы.

4. Подносим диджериду…

Этот первый, выдуваемый из диджа звук «ту», называется основным тоном или дроном. Он божественен, но ещё очень слаб, это просто новорожденный основной тон. Будем его укреплять, растить, развивать.

К сожалению,

даже, если мы получили основной тон, то  опять мы с вами делали всё неправильно…

Вот такой вот неправильный учебник, учебничек.

Мы выдыхаем воздух через напряженные, но вибрирующие губы в диджериду.

Губы вибрируют, дидж звучит. Но вот нам нужно сделать вдох, а дидж должен звучать,

а нам нужно сделать «вдох», а дидж должен звучать…

Б. ДИДЖЕРИДУ. НЕПРЕРЫВНОЕ  ( ИЛИ ЦИРКУЛИРУЮЩЕЕ ) ДЫХАНИЕ

Б.1.  Осваиваем фирменный вдох и диафрагменное дыхание.

1.  Наше внимание направляем на ноздри, на крылья носа.

Крылья раскрываем до предела, замечаем, что при этом раскрываются и каналы носа. Вниманием своим скользим по каналам носа до точки перехода канала из носа в глотку. Эта точка обнаруживается сразу, если вы раскрыли каналы вышеуказанным способом, эта точка находится чуть ниже уголков глаз.

Делаем короткий и быстрый вдох через эту точку, то есть через раскрытые каналы носа и расправленные крылья. Этот вдох называют ещё вдохом через « гайморовые пазухи» . Нам нужен теперь только такой вдох, так как он обеспечит нам наибольший забор воздуха.

И далее везде под словом «вдох» я буду иметь в виду только этот вдох. Вдох этот к тому же должен быть очень коротким и сильным. (Сначала это может и не получаться, но на то нам и упражнения)

2.  Теперь наше внимание на животе.

Делаем короткий и быстрый вдох, живот наполняем воздухом, надуваем. Одну руку кладем на живот чуть ниже солнечного сплетения. Выдыхаем воздух через рот, а рукой помогаем выдавливать воздух до «последней капли». При выдохе живот втягиваем, помогая выдавливать воздух рукой. Делаем так несколько раз. Вдох-выдох, вдох-выдох…

Теперь убираем руку и повторяем такой вдох-выдох только мышцами живота, а вернее сказать диафрагмой. Вдох – живот наполнен воздухом (короткий быстрый вдох через гайморовые пазухи), выдох – воздух выдавливаем, выталкиваем мышцами живота (диафрагмой). И теперь наш вдох-выдох будем делать только так. Вдох – живот наполнен, выдох -  мышцы живота втягиваем. Это и есть диафрагменное дыхание, только оно нам и нужно при игре на диджериду.

Диафрагма – это мышца, да ещё какая! Диафрагма по важности своей, следует по рэйтингу  сразу за сердечной мышцей.

Диафрагма похожа на зонтик, она прикреплена к позвоночнику и нижним ребрам. Когда «зонтик» раскрывается, увеличивается пространство внутри нас, легкие наполняются воздухом. «Зонтик» закрывается – выдох».

3.  Внимание на диафрагме, то есть, на животе.

Учимся управлять этой мышцей, то есть, делаем короткий и быстрый вдох (живот наполнен воздухом) и короткий и быстрый выдох, сокращаем диафрагму быстро. Эдакий удар диафрагмой.

Теперь делаем наш короткий  фирменный вдох и медленный выдох, то есть, медленно сокращаем диафрагму, «животом» медленно и плавно  выдавливаем воздух. Короткий-быстрый и медленный-длинный выдохи – это два крайних движения  диафрагмы при выдохе: от быстрого удара до плавного её сокращения. А вообще-то нам нужно научиться совершать выдох с любой нужной нам скоростью сокращения диафрагмы.

Теперь попробуем подышать «диафрагмой» очень быстро. Эдакие кузнечные меха. Сначала попробуем вдох-выдох совершать только носом. Живот наполнен – вдох, живот втянут – выдох. При таком быстром дыхании можно заметить, что после быстрого сокращения диафрагмы – быстрого выдоха, «удара»  вдох совершается автоматически. Диафрагма работает как насос. Она и есть наш собственный насос (делаем  «вдох-выдох» примерно 7-8 раз).В сущности, можно сказать, мы делаем «выдох-выдох-выдох».

Теперь дышим быстро, но выдох совершаем через рот, через наш вибрирующий рот.

Вдох -  наполняем живот, выдох – удар диафрагмой, фырр…  Так делаем много-много раз.

Теперь  дышим медленно – наполняемся воздухом, выдох медленный – медленно сокращаем диафрагму, выдох через вибрирующие губы – фырррр… И делаем это столько раз, сколько сможем.

При вдохе через гайморовые пазухи мы быстро наполняемся воздухом, надуваемся как воздушный шарик. Выдох мы совершаем либо быстро – выталкиваем воздух ударом, быстрым сокращением диафрагмы, либо медленно -  медленно выдавливаем воздух диафрагмой. Любой наш выдох мы совершаем при помощи диафрагмы, но обязательно через вибрирующие, фырчащие губы. Это упражнение мы можем делать везде и всюду, на прогулке, на вечеринке …  Так мы укрепим диафрагму и доведём диафрагменное дыхание до автоматизма.

Если такое диафрагменное дыхание у вас не получается, то помогаем себе рукой. Кладём руку на область пупка и надавливаем в момент выдоха с нужной нам скоростью и силой.

Нам нужна сильная, развитая диафрагма и все эти вышеприведённые упражнения помогут нам эту прекрасную мышцу укрепить.

При игре на диджериду дыхание нам нужно только диафрагменное, поэтому нужно уделить особое внимание и проявить усердие в освоении этого дыхания  (п. п. 1,2,3,4).

4.   Внимание на губах.

Немного отпускаем нижнюю челюсть, рот приоткрывается.

Совершаем наш фирменный короткий вдох через гайморовые пазухи, наполняемся воздухом, живот надувается.

Совершаем медленный выдох через трепещущие губы, медленно сокращаем диафрагму, выдавливаем воздух из себя через трепещущие губы – Фырррр.

Добиваемся наибольшей расслабленности губ, пробуем два раза подряд при длящемся фыррр поджать-отпустить мышцу под нижней губой. При этом уголки губ прижимаем к зубам.

Когда у вас стабильно будет получаться два раза при звучащем «фырр» быстро поджать-отпустить, поджать-отпустить мышцу под нижней губой, можно брать дидж и подносить его к пятачку губ.

Легко и неглубоко вставляем наш рот (пятачок) в дидж.

Делаем короткий вдох, наполняемся вселенским воздухом, медленно сокращаем диафрагму (выдавливаем животом воздух), вибрирующие  губы говорят в Дидж – тпрру, фыррр, а диджериду начинает вибрировать, гудеть, издавать основной тон. Губы вставлены в дидж так, чтобы они могли там трепетать, но в то же время воздух не должен просачиваться между губами и диджем, а должен подаваться в диджериду, то есть, рот плотно прижимаем к диджериду.

Вот теперь мы сделали всё правильно.

Дышим диафрагмой, губы пятачком, вдох через гайморовые пазухи,

выдох в диджериду. Диджериду запел. Урра!!!

Когда наш дидж запоет, обратим ещё раз внимание на губы.

Губы должны располагаться как бы внутри диджа, создавать особенное соединение с дудочкой, но  при этом свободно там трепетать и вибрировать под выдыхаемой струёй вселенского воздуха.

Каждый, кто начинает осваивать игру на диджериду, автоматически подносит

дудочку к той части рта, которая ему удобнее всего.

Попробуем ощутить нашу связь с мирозданьем.

Вдох – Вселенная нас заполняет собой, выдох – мы выдыхаем свою Вселенную. Вдох-выдох  -  это волна единства с миром.

На  непрерывном нашем выдохе мы будем дарить миру песню нашего диджа. Будем творить эту песню всем своим существом, передавать свои вибрации через трепещущие губы чуткому диджу, а диджериду украсит нашу песню своей таинственной сутью и силой.

Запомним, что дыхание нам нужно диафрагменное, то есть, сам способ дыхания диафрагменный,

а  техника игры на диджериду требует техники непрерывного (но при этом диафрагменного) дыхания.

Непрерывное, или циркулирующее, дыхание – это и есть  наш непрерывный выдох…

Б.2.  НЕПРЕРЫВНОЕ ДЫХАНИЕ.

При непрерывном дыхании воздух в диджериду должен непрерывно подаваться через  вибрирующие губы.

Одновременно совершать и вдох и выдох мы не можем. Но мы можем сделать запас воздуха в пространстве наших щек. Выталкивая этот воздух мышцами щек и языком, мы можем сделать короткий и быстрый вдох через нос. Это принцип непрерывного дыхания.

Теперь попробуем научиться, освоить технику непрерывного или циркулирующего дыхания.

1. Играем с воздухом во рту. Знакомимся с нашим «языком».

Наполним щёки воздухом, надуем. И вот так с надутыми щеками будем сидеть и дышать через нос. Мы сразу же удостоверимся, что это сделать абсолютно легко.

Теперь погоняем воздух из щеки в щёку, пополощем рот воздухом, а дышать будем

произвольно через нос. Эти наши нехитрые действия показывают нам, что у нас есть два совершенно независящих друг от друга «пространства» – наш нос и наш рот.

Теперь сделаем то же самое, но обратим внимание на язык. Пока мы сидим с надутыми щеками и дышим через нос, наш язык какой-то одной точкой упирается в нёбо и тем самым разделяет эти два пространства. Произнесём звук «К» и обратим внимание опять на язык, на то, как он умеет легко и быстро касаться своим корнем нёба. Отметим для себя это важное для нас умение языка и пойдём учиться дальше.

Попробуем просто подышать, совершая вдох через нос, а выдох через рот. При этом нижняя челюсть как всегда приотпущена, рот приоткрыт. Сидим и дышим.

Теперь обратим внимание на язык и «увидим», что в момент вдоха через нос язык прикасается своим корнем (или средней частью) к нёбу, а в момент выдоха через рот язык опускается в полость рта и не прикасается к нёбу.

Теперь подышим  только через нос, обращая внимание на язык. А язык наш «прилеплен» к нёбу постоянно.

Теперь подышим только через рот.  Где наш язык? А он просто торчит во рту и к нёбу вообще не прикасается.

Теперь подышим  так: вдох делаем ртом, а выдох носом. На вдохе язык не прикасается к нёбу, а на выдохе через нос язык прилипает к нёбу.

Вот так мы знакомимся со своим языком поближе и понимаем, что он играет роль переключателя и разделителя пространств носа и рта.

Когда мы дышим, например, совершаем вдох, то воздух поступает в лёгкие, а когда совершаем выдох, воздух подается из лёгких. Одновременно совершать и вдох и выдох мы не можем, а вот дышать то носом, то ртом, то так, то эдак,  мы умеем, в чём мы и убедились выше.

При этом мы убедились, что связь языка с носом такова: если  вдох или выдох совершаются через нос – язык упирается в нёбо какой-то своей частью. А связь языка с дыханием через рот  такова – язык не упирается в нёбо, то есть, он свободно расположен в полости рта. Причём это всё наш язык знает и умеет сам, и всегда делает всё правильно, без нашего ведома. Это очень важно осознать. Знание, что язык является естественным переключателем, поможет снять ненужные психологические напряги, которые часто возникают при осваивании циркулирующего дыхания.

При непрерывном дыхании для игры на диджериду мы должны совершать короткий быстрый вдох через нос, а выдох делать через расслабленные вибрирующие губы – через рот. Значит наш язык, а он это всегда  умел делать, должен быстро в момент вдоха коснуться нёба и тут же отлипнуть от него, то есть опуститься, переключить систему нос-рот на выдох через рот. Язык наш это всё умеет делать всегда. Мы должны лишь научить его делать это быстро.

А что же должны делать наши щёки? А они в момент вдоха через нос, молниеносного, коротенького, но сильного, должны совершить колебательное движение и выдавить воздух, припасённый в щеках, в дидж, чтобы дидж продолжил гудеть в момент короткого  вдоха, а далее воздух подается уже из легких – обычный наш выдох через губы. А наш язык в момент вдоха быстро касается нёба и тут же отлипает от него, то есть переключает нас на выдох через рот. Всё это мы должны научиться делать легко, просто и непрерывно. (Ещё и ещё раз хочу сказать, что всё это мы уже умеем делать от рождения).

Если мышцы щёк развиты и послушны, то ими легко можно выдавить воздух изо рта.

Попробуем это сделать: наполняем щёки воздухом и  мышцами обеих щёк одновременно пробуем выдавить воздух.

Нижняя челюсть приотпущена, под струёй воздуха губы трепещут, как тряпочки, уголки рта прижаты к зубам (пятачок).

Теперь представим себе, что наши мышцы щёк не умеют сами выдавливать воздух.

2.Синхронизация.

Надуваем щёки. Это теперь наше основное занятие.

Подносим обе руки к щекам. Пальцами, либо указательным, либо средним

(как   удобнее) на счет «раз-два-три» три раза подряд выдавливаем воздух из щёк. Пух-пух-пух.

Надуваем снова наши щёки и снова, помогая пальцами, делаем пух-пух-пух. Легко и весело делаем это упражнение.

Усложняем нашу игру. На третий «пух» мы должны коротко и быстро вдохнуть через нос.

У кого-то это получится, у кого-то вдох запоздает.

Но мы и должны синхронизировать наш вдох с третьим нашим «пух» (третье выдавливание пальцами воздуха из щёк).

Теперь мы ничего не будем делать, пока не освоим короткий, фирменный наш вдох через нос одновременно с третьим «пух». При этом Вдохе на счет « три » посмотрим на свой язык.  Он, как всегда, своим корнем (или другой точкой) упирается в нёбо, причем это он умеет делать сам  и всегда, лишь только мы совершаем вдох через нос. Раз-два-три, пух-пух-вдох…(и тут же выдох через рот).

Вот синхронизация получилась.

Ещё раз обратим внимание на наш язык, посмотрим, как он ведет себя во время наших трёх «пух». Раз, два, три – на такой счет быстро выдавливаем три раза пальцами рук воздух из наполненных щёк. Так получается этот наш «пух», но на третьем «пух» мы синхронно уже умеем делать  наш фирменный вдох через гайморовые пазухи. Мы заметим, что на первых двух «пух» (они у нас без вдоха) язык не касается нёба, а в момент вдоха он умело своим корнем (или точкой, близкой  к корню) быстро касается нёба и потом движется в полости рта как маленький поршень, то есть опускается, отлипает от нёба. Нам нужно, чтобы он отлипал от нёба быстро. Далее следуют упражнения и для тренировки нашего языка.

3. Фундаментальное упражнение.

Убираем руки.

На счет раз-два-три выдавливаем три раза воздух только мышцами щёк. Пух-пух-пух.

На третьем « пух » одновременно с ним делаем короткий вдох через нос.

Из опыта я знаю, что только самый ленивый не может научиться делать это упражнение. Однако оно настолько важно для нашего дальнейшего развития, что я рекомендую его делать везде и всюду, где только это возможно.

Это упражнение укрепляет мышцы щёк и автоматизирует вдох.

Однако мы не забываем теперь, что наш вдох – это вдох через гайморовые пазухи,  живот наполнен воздухом как воздушный шарик, иначе уже просто быть не должно.

Нижняя челюсть немного приотпущена, рот пятачком, губы вибрируют, уголки рта прижаты к зубам.

Раз, два, три – на этот счёт мы выдавливаем мышцами щёк  воздух изо рта, а на счет « три » делаем вместе с движением щёк быстрый вдох через нос (гайморовые пазухи).

Если вы освоили фундаментальное упражнение, то переходим к следующему пункту, если не освоили, то тренируемся везде и всюду, доводим это важнейшее упражнение до совершенства, или до абсурда.

4. Берём диджериду.

Расслабляем губы фырчанием. Вставляем губы в диджериду, сжимаем – напрягаем рот, прижимаем уголки рта к зубам и

делаем фундаментальное упражнение в диджериду – пух-пух-пух, а на третьем пух

делаем вдох. Если вы всё делаете правильно, то на каждый «пух» в диджериду должен раздаваться какой-то звук. Этот звук похож на плеск, плевок, рык. Звук должен быть обязательно. Если у вас звук не получается, снова и снова расслабляем губы фырчанием и напрягаем рот, прижиманием уголков губ к зубам.

Звук нам нужен крепкий, настоящий. Добиваемся этого звука тренировкой.

5.Основной тон. «Танцы языка и щёк».

Мы уже умеем извлекать основной тон.

Берем диджериду и на одном вдохе поем наше «ту».

Теперь вашему личному творчеству предоставляется возможность во время звучания основного тона совершить колебание щекой, ударить щекой (щеками, если вы играете на дидже центральной частью рта), получить «всплеск».

Попробуем сделать это движение щекой в конце нашего «ту» (запас воздуха на исходе).

Ту – звучим, а заканчиваем «ту» ударом щеки, всплеском. Теперь попробуем в момент этого удара сделать короткий, быстрый вдох через нос, ведь мы уже освоили фундаментальное упражнение, а значит, мы умеем в момент удара щекой делать вдох. Делаем это упражнение до тех пор, пока его не освоим.  Всё делаем легко с максимальным комфортом, то есть, расслаблением-напряжением.

Тууу- в конце плеск плюс вдох. Как только это у вас станет получаться, попробуем после вдоха продолжить основной тон. Это и будет непрерывное дыхание.

У кого-то это получится, но чаще всего после короткого и быстрого вдоха произойдет маленькая остановка в подаче воздуха из легких в диджериду.

Догадайтесь, почему возникает эта пауза?

Всё дело в нашем языке. Он касается нёба и отлипает от него не так быстро, как нам нужно. На долю секунды он прилипает к нёбу подольше. А это означает лишь то, что мы должны его немного потренировать.

6. Тренируем наш язык.

Упражнение делаем без диджериду.

С максимально возможной скоростью говорим «ту-ту-ту-ту» и «ку-ку-ку-ку».

Обращаем внимание на язык. Когда мы произносим ту-ту-ту (быстро), средней своей частью язык касается нёба, когда произносим ку-ку-ку, то язык касается нёба своим корнем. Чем быстрее мы произносим эти слоги, тем быстрее касание языка, то есть мы его таким образам тренируем.

Вообще-то наш язык всё умеет делать сам. Нам просто нужно двигать языком очень быстро, заставить его танцевать ту-ту-ту, ку-ку-ку.

Теперь пробуем сделать так  -  Вдох, основной тон – туу, колебание щекой ( удар щекой ) одновременно с коротким вдохом–плеском и снова основной тон. Это и есть наше непрерывное дыхание.

Если и на этот раз у вас не получилось непрерывное дыхание, возвращаемся в пункт 3 или 4 ещё раз, но если непрерывное дыхание не получилось и во второй раз, то переходим к следующему пункту.

7. Осознаем непрерывное дыхание.

Посмотрим теоретически ещё раз на всё, что должно происходить во время игры на диджериду при непрерывном дыхании.

Совершаем короткий вдох через нос, наполняемся воздухом, живот надувается. ( Язык в момент вдоха касается нёба).

Выдыхаем, сокращая диафрагму (втягиваем живот), воздух из лёгких подается в дидж через вибрирующие губы (язык при выдохе через рот свободен, как птица).

Когда воздух в легких заканчивается и нам нужно сделать вдох через нос, мы должны припасти маленькую часть воздуха в щеках (с диджериду это получается легко, почти произвольно, воздух просто всегда плещется в наших щеках).

Одновременно: легко и быстро выдавливаем воздух из щёк мышцами щек и совершаем короткий вдох через нос (язык быстро касается нёба, и он это делает ровно столько, сколько длится вдох и делает это автоматически). Наполняемся воздухом.

Выдыхаем, сокращая диафрагму….через е губы-пятачок.

Для синхронизации сокращения мышц щёк и вдоха через нос у нас есть специальные упражнения - 2. 3.

Для укрепления языка и увеличения скорости его касания с нёбом у нас есть упражнение – 6.

8. Просто дыхание.

Упражнение выполняется без диджериду.

Исходное положение: рот приоткрыт.

Делаем короткий вдох через нос, выдох через рот. Уф – ааа. Делаем это упражнение быстро 7-8 раз подряд. На выдохе опускаем нижнюю челюсть и тут же совершаем короткий вдох через нос.  Делаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох…без пауз…

Уф-ааа – уф-ааа – без пауз.

Следим за языком, смотрим, как он весело и быстро отталкивается от нёба.

Это упражнение (8) и фундаментальное упражнение (3) – два моих любимых упражнения.

Если без диджа научиться их делать чётко, сильно, правильно, то проблем с непрерывным дыханием у вас не будет.

9. Непрерывное дыхание. Второй способ.

Берём диджериду.

Вдох.

Основной тон – туу.

Выдох.

Теперь вместо туу, произносим  быстро «ту, ту, ту», а вместе с четвертым «ту» сильно сокращаем диафрагму, совершаем «удар» животом и одновременно с этим сокращаем мышцы щёк и делаем короткий вдох через нос. И опять «ту-ту-ту»  и Ту (одновременный удар диафрагмой и мышцами щёк – вдох). Мышцам щёк достаточно совершить лёгкое колебание, без судорожного напряжения…однако, сначала это может и не получаться.

Если и на этот раз у вас не получилось непрерывное дыхание, то проследите сами за собой, поймите, где ваше слабое место. Выберите нужное упражнение. Тренируйтесь.

Прочитайте про дыхание ещё и ещё раз. Оно непременно у вас получится и довольно быстро, если тренировать щеки, диафрагму, язык, выполнять упражнения.

Удачи

Ваша бабушка вашего Ёжика.

Технические характеристики, советы по уходу и пр.

Didgeridoo – диджериду – это европейско-американское название духового обертонного
Музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появился диджериду, его называют Йедаки., но и в Австралии у диджа очень много имен. Самыйбольшой диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Он предназначается для сакральных церимоний праздника «Dream Time» , посвященного
Мифу и времени творения мира, он символизирует радугу-змею Юрлунггур. Играют на нем и видят его только посвященные мужчины.
В разных регионах на сакральных диджериду ( в сакральных церимониях ) играли чаще мужчины, но женщины и подготавливали церимонии, и играли на диджериду тоже.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит ведь от форм ветвей и стволов.
Голос диджериду никогда не повторяется, каждый имеет свой особенный тембр и красоту.
Начинать учиться лучше всего на инструменте длиной от 1м. до 1м. 30 см.
Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см.
Внутренний диаметр конца диджериду был бы идеальным в 10 см., но достаточно и 5-8 .
Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс и будет существовать опасность образования трещин.

Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок, если он есть.

Мундштук делают из пчелиного воска.
Я делаю мундштук так: покупаю восковые пластины в магазине «Пчеловодство». Верхний конец диджериду немного прогреваю феном. Восковые пластинки размером примерно
1-1,5 на 2-3 см разогреваю и накладываю на диджериду так, чтобы немного воска захватывало внутреннюю стенку и немного верхнюю поверхность. Приминаю, уплотняю и выстилаю верхнее окончание диджериду такими пластинами, формируя мундштук.

Хорошо начинать обучение на диджериду из бамбука.
Можно сделать трубочку из высушенного ствола борщевика, или из чего-нибудь подходящего, даже их картона.

Трещины, которые, к сожалению, почти неизбежны на эвкалиптовых диджах, можно «заклеивать» воском. Нужно размять кусочек воска и втереть его в трещину. Воск хорошо держит, только его нужно всегда придавливать и приминать, если вибрации гасятся. Но, конечно, можно заклеивать и подходящим клеем.

Мой первый диджериду был из бамбука длиной 1м 15 см. На фото это оранжевая труба с изображением длинношеей черепахи.

Второй диджериду очень красивый,  имеет необыкновенный тембр в до диез. На фото это труба черно-розово-бежевых тонов. На ней изображено кенгуру. Длина этого диджериду 1м 20 см.

Могучая эвкалиптовая трубочка длиной 1м 40см. Основной тон – ре, очень красивый тембр, много обертонов. Без росписи, чистый теплый цвет эвкалипта.